Урок №22 
Тема:  «Изменение формы
представления информации
Систематизация информации»

Представьте себе большую кучу беспорядочно сложенных книг, журналов, фотографий, дисков. Ясно, что здесь очень много самых разнообразных сведений. Но как в них разобраться?
В первую очередь, все эти вещи могут быть разделены по определённым признакам на группы. Например, фотографии — отдельно, книги отдельно, диски — тоже отдельно. Это деление по признаку «форма представления информации».
В свою очередь, каждая группа может быть разбита на более мелкие части по какому-нибудь другому признаку. Например, по году издания: старые (изданные и созданные до 2000 года) и новые (изданные в 2000 году и позднее).
Такое деление называют систематизацией (информации, данных, предметов и так далее). Систематизированы по темам экспонаты в залах музея, книги по алфавиту в библиотеке, товары в магазине, поезда в расписании и так далее.
Пример. Окружающие нас объекты (предметы, явления, существа и так далее) можно систематизировать различными способами. Например, их можно разделить на техногенные (созданные человеком) объекты и природные объекты. Последние, в свою очередь, можно разделить на неживые и живые объекты и так далее.
Для облегчения поиска внутри каждого блока информация сортируется, то есть размещается в определённом порядке (упорядочивается).
Чаще всего используются следующие виды сортировки:
• по алфавиту (в порядке следования букв в алфавите);
• по номерам (в порядке возрастания или убывания чисел);
• в хронологической последовательности (по дате и времени).
Например, в алфавитном порядке составляется список учащихся в классном журнале. В порядке убывания роста строятся школьники на уроке физкультуры. В хронологической последовательности изучаются события на уроках истории.

Поиск информации

Ещё один важный вид обработки информации — поиск. Вы осуществляете поиск информации, когда ищете нужное слово в словаре или читаете книгу с целью что-то узнать. Поиск информации это и обращение в справочную службу (09) для того, чтобы узнать номер нужного вам телефона. Если вы заглянули с той же целью в свою записную книжку это тоже поиск информации.
Существуют целые организации и службы, созданные с целью поиска информации. Так, космические спутники постоянно снимают данные о различных явлениях, происходящих на поверхности Земли, и посылают их в специальные учреждения. Там полученные данные обрабатывают и получают информацию о лесных пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях, чтобы вовремя оказать необходимую помощь пострадавшим.
Поиск информации обычно производится в некотором хранилище информации - телефонном справочнике, словаре, энциклопедии, сети Интернет. Из всего множества представленной там информации вам необходимо выбрать нужную, удовлетворяющую некоторым требованиям, — телефон одноклассника, перевод слова «открытие» на английский язык, годы жизни полководца Суворова, стоимость нужной вам модели роликовых коньков.
Если информация в хранилище систематизирована, то её поиск осуществляется достаточно быстро.

Кодирование как изменение формы представления информации

Важным видом обработки информации является изменение формы её представления. Мы изменяли форму представления информации, когда занимались её кодированием. На уроках математики, отмечая на координатном луче точки, вы изменяете форму представления информации с числовой на графическую. Осуществляя на уроках иностранного языка перевод слов, предложений и текстов, вы также изменяете форму представления информации. С текстовой на графическую изменяется форма представления информации, когда вы рисуете иллюстрации к произведениям, изучаемым на уроках литературы.
Если идёт ремонт дороги, и проезд по ней временно закрыт, то сообщать об этом водителям можно словами «Проезд запрещён», а можно поставить дорожный знак, имеющий такой же смысл. В первом случае на месте ремонтных работ должны день и ночь дежурить люди, а во втором — просто стоит дорожный знак. Это гораздо удобнее.

Следует понимать, что выбор формы представления информации зависит от цели, ради которой это представление осуществляется.
Изменение формы представления информации переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, обработки, хранения или передачи.
 
Самое главное

Обработка информации, связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.

Вопросы и задания

1. Что вы понимаете под систематизацией? Сталкивались ли вы с систематизированной информацией? Приведите примеры.
2. Приведите примеры информации, отсортированной:
а) по алфавиту;
б) в порядке убывания;
в) в хронологической последовательности.
3. Как связаны систематизация и поиск информации в хранилище? Приведите пример.
4. Почему приходится переходить от одной формы представления информации к другой? Приведите пример.
5. В каждом из следующих пунктов перечислены объекты, сгруппированные по некоторому признаку. Определите эти признаки.
1) Солнце, воздух, ветер, почва;
2) автомобиль, корабль, самолёт, поезд;
3) стол, стул, диван, шкаф;
4) автомобиль, самолёт, стул, стол;
5) человек, звери, рыбы, птицы, насекомые, растения;
б) кот, собака, корова, кролик;
7) сантиметр, дециметр, метр, километр:
8) сандалии, валенки, туфли, сапоги;
9) весна, река, рука, яблоня:
10) приставка, корень, суффикс, окончание;
11) подлежащее, сказуемое, определение, дополнение;
12) глагол, существительное, прилагательное, место- именне;
13) отрезок, круг, квадрат, треугольник;
14) сканер, клавиатура, мышь, джойстик;
15) хранение, передача, обработка.

6. Внимательно рассмотрите числа, расположенные в каждом из рядов, и определите, какое число является «лишним». Зачеркните это число.

1) 2, 3, 6, 7, 11;
2) 18, 12, 3, 29, 45, 28;
3) 10, 20, 30, 36, 40, 50;
4) 72, 62, 52. 45, 32, 82;
5) 24, 29, 22, 37, 25, 28;
6) 1, 2, 3, 5, 6, 7.

7. Выпишите из географического атласа в тетрадь названия 5 европейских государств в алфавитном порядке. Укажите столицу каждого государства.

  №
    Государство
    Столица
  1
  2
  3
  4
  5

Затем перепишите список этих государств так, чтобы их столицы были расположены в алфавитном порядке.

  №
    Столица
    Государство
  1
  2
  3
  4
  5

8. Установите соответствие между датами в левой колонке и событиями в правой.

1492 г. Создание первого компьютера.
1961 г.    Создание первого отечественного компьютера.
1957 г.    Открытие радиосвязи.
1916 г.    Первый полет человека в космос.
1951 г.    Принятие христианства на Руси.
988 г.    Первое упоминание в летописи о Москве.
1895 г.    Начало Великой Отечественной войны.
1941 г.    Запуск первого искусственного спутника Земли.
1147 г.    Открытие Колумбом Америки.

Перепишите события в хронологической последовательности.


  №
    Год
    Событие


  







  




Урок 17
Тема:"Обработка информации"

Обработка информации — это решение некоторой информационной задачи.
Вы хорошо знакомы с задачами по математике. Рассмотрим одну из них: ученики 5А класса посадили 21 дерево, а ученики 5Б класса посадили на 5 деревьев меньше. Сколько деревьев посадили оба класса вместе?
В этой задаче имеется набор исходных данных. Требуется получить результат. Процесс перехода от исходных данных к результату и есть обработка информации. Решая задачу, вы обрабатываете информацию, другими словами, вы являетесь исполнителем, обрабатывающим информацию. Исполнителем может быть не только человек, но и специальное техническое устройство, напримеркомпьютер.
В результате решения математических задач вы получаете новую информацию, ранее не существовавшую или не значившуюся в исходных данных. Это происходит за счёт их преобразования по некоторым правилам.
При решении некоторых информационных задач вы будете заниматься обработкой, направленной на изменение формы исходных данных. Это происходит, например, при систематизации исходной информации, поиске нужной информации в хранилище информации, кодировании информации. 

Самое главное

Обработка информации — это решение информационной задачи, или процесс перехода от исходных данных к результату.
Обработка информации бывает двух типов:
1)      обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
2)
 обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания.


Вопросы и задания

1. Что такое обработка информации? Приходилось ли вам обрабатывать информацию? Приведите примеры.
2. Приведите примеры исходных данных и требуемого результата в условии математической задачи (но вашему учебнику математики). К какому типу информационных задач относятся эти математические задачи?
3. Всегда ли при решении математических задач вы получали новую 
информацию? Приведите примеры.
4. В чём различие между первым и вторым типами обработки информации?

Практическая работа "Обработка информации"

1. Соедините стрелками надписи с соответствующими им элементами ри­сунка.   


2. Выберите правильный вариант. Кнопка Развернуть/Восстановить окна программы Калькулятор:
  •  активна 
  •  неактивна                    
Какие изменения произойдут с окном программы Калькулятор после выбора вида Инженерный?
Каким образом следует выполнять простые вычисления с помощью программы Калькулятор?

Продолжите фразы. 
 а) Кнопка Backspace программы Калькулятор предназначена для
 б) Кнопка СЕ программы Калькулятор предназначена для
 в) Кнопка С программы Калькулятор предназначена для

С помощью Калькулятора вычислите примеры. 
Пример
Ответ
1*11

11*11

111*111

1111*1111

11111*11111


Обратите внимание на то, как интересно расположены цифровые кла­виши на калькуляторе (и на дополнительной клавиатуре). Действительно, 963 - 852 = 111, 789 - 456 = 333. Найдите все вертикальные и горизонтальные линии, где в аналогичных примерах получаются ответы 111, 222, 333 и 666. Запишите эти примеры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий