Творческие задачи

1. Из чего будем строить мост?

Осенью 1919 года 5-я армия Тухачевского успешно продвигалась в глубь Сибири, к Омску - столице "верховного правителя" России адмирала Колчака.
Город был близок, но белые взорвали мост через широкий Иртыш. Застряли на западном берегу эшелоны с боеприпасами, с пополнением, санитарные поезда, а главное - артиллерия и бронепоезда, прокладывающие своим огнем путь пехоте.


Успешно начатое наступление могло сорваться. Колчак получил бы передышку, пополнил бы свои силы, нанес ответный удар. Положение было сложным…
Чтобы восстановить рухнувший мост хотя бы "на живую нитку", требовался минимум месяц. Но ушедшая вперед пехота погибает без артиллерийской поддержки!
"Что мы можем сделать?" - обратился Конев к командиру бронепоезда Пеатриковскому, который был старше, опытнее и значительно образованнее комиссара. Пеатриковский, поразмыслив, высказал предположение весьма рискованное, трудноосуществимое, но, пожалуй, единственно возможное в той ситуации.Что предложил Пеатриковский?
Источник: В. Успенский "Тайный советник вождя", в 2-ух томах.
Издательство: Правда 2004 г.(Александр Скуратович)
Определи Функцию Системы
Для решения задачи всегда полезно определить какую функцию должна выполнять анализируемая система. Что она должна делать?
Например, функция автомобиля – перемещать людей и грузы.
Функция стакана – удерживать предметы (жидкость – чай, сок, и т.д; продукты – сахар, крупы, и т.д; предметы – гвозди, пуговицы и т.д.).
Итак, какую необходимую нам функцию выполнял разрушенный мост?
Мост выполнял функцию – “поддерживать железнодорожный путь и поезда.
Сформулируй образ Идеальной Системы
Из ТРИЗ известно, что вместо перебора всевозможных вариантов решения, надо сформулировать “Идеальное Решение” и попытаться найти решение близкое к нему.
Известна такая замечательная формула: “Идеальная система та, которой нет, а ее функция выполняется”.
Примените эту формулу для нашей задачи.
Для нашей задачи это означает – моста нет, а его функция выполняется! Моста уже нет – его разрушил отступающий противник.
И согласно принципу Идеальности стремиться восстанавливать мост не нужно, тем более, что на это потребуется минимум месяц.
Итак, функция моста должна выполняться без моста!
Используй имеющиеся Ресурсы
Если функция должна выполняться, то что-то должно ее выполнять!
Что?
Чтобы ответить на этот вопрос надо:
- посмотреть какие Ресурсы в имеющейся ситуации уже есть;
- подумать как их можно использовать для выполнения требуемой функции.
Под Ресурсами в ТРИЗ понимают: - Вещества - предметы, материалы и т.п.;
- Поля - в ТРИЗ, для удобства использования при решении изобретательских задач, все физические поля разделяют на следующие группы: Механические, Акустические, Тепловые, Химические, Электрические и Электромагнитные поля;
- Физические и природные явления из этих Веществ и Полей.
Проводим Анализ Ресурсов в имеющейся ситуации.
Сибирь, осень, река, уже холодно, на реке уже лед. По льду ходят люди, бегают лошади с санями. Стоп! Лед уже выполняет функцию - “поддерживать людей и легкие грузы”. Это похоже на требуемую функцию - “поддерживать железнодорожный путь и поезда”. Но для поддерживания железнодорожного пути и поезда лед еще слаб. Лед должен быть толстым, но он тонкий. Что делать?
Надо сделать лед толстым.
Как?
Ищем ресурсы - есть вода (вещество) и холод (поле). Можно нарастить нужную толщину поливая лед водой.
А если еще использовать бревна и доски, то можно ими как арматурой укрепить лед и на этом ледяном основании построить железнодорожный путь.
Но, выдержит ли это основание такую тяжесть как поезд или бронепоезд?
Никто точно не знает, расчеты проводить некому и некогда.
Усложним задачу – предположим, что не выдержит. Как быть?
Если нельзя переправить весь поезд целиком, то можно попробовать переправить его по частям. Можно переправлять не поезд, а отдельные вагоны!
(А это уже “принцип дробления” из таблицы приемов устранения технических противоречий).

2. Грузи вертолет, грузи!

У вертолетчиков есть проблемы с доставкой габаритных грузов. В сильный ветер они раскачиваются на тросе так, что могут ударить по хвостовой балке - тогда авария неизбежна! Можно, конечно, в плохую погоду прекратить работу, но это повышает стоимость работ. Как быть? (Виктор Тимохов)
Груз сам препятствует его сносу ветром.
Используйте встречный ветер.
Используйте прием антивеса. Правда, здесь нужно не сделать груз легче, а наоборот – «тяжелее», чтобы его не «относило вверх» – в опасную зону.
3. Чугунная баба

Говорят: «Ломать не строить». Однако, снести старый дом порой не легче, чем соорудить новый. Приходится прибегать к «чугунной бабе», взрывчатке и прочим грубым способам. Это долго и создает много шума.
А если дом из железобетона, и тем более, из предварительно напряженного бетона, то хлопот точно не оберешься. Но может, есть способы более эффективные, чем «чугунная баба»? Попробуем придумать?! (Виктор Тимохов)
Арматура сама отсоединяется от бетонной смеси (или наоборот).
Рассмотрите из чего состоит предварительно напряженный бетон. Подсказка 3 [Прием/принцип]
Используйте для поиска решения вепольный анализ.

4. Как понизить вязкость?

Автолюбители для противокоррозионной обработки автомобилей применяют ручные насосы-опрыскиватели растений (например, ОГ-2). Но распыляет он воду, керосин и другие невязкие жидкости. А масло – нет. Можно подогреть масло и оно станет менее вязким, но это выведет из строя насос. Можно добавить в масло растворители, но это тоже выведет из строя насос. Как быть? (Виктор Тимохов)
Вязкость распыляемого масла сама снижается.
Вязкость масла должна быть низкой, чтобы его можно было распылять насосом опрыскивателя, но вязкость масла (на то оно и масло) – высокая, что не позволяет применять насос опрыскивателя.
Есть ресурс – воздух.

5. Разойтись при обгоне

Водители хорошо знают, что когда обгоняющий автомобиль подходит совсем близко, его изображение не помещается в поле зрения бокового зеркала заднего обзора. Но в этот момент особенно важно контролировать взаимное положение машин. Как быть? (Виктор Тимохов)
Зеркало заднего вида должно само полностью показывать близко находящийся автомобиль, без увеличения размеров зеркала, сохраняя возможность показывать далеко идущие сзади автомобили.
Зеркала бывают разные. И площадь обзора – тоже разная.
Используйте прием «Объединение».

6. Корабль под контролем?

Все знают, что суда в порту, узких проливах и других опасных местах обычно проводят лоцманы. А уж они-то знают фарватер и опасные места «на своей территории» как свои пять пальцев, ориентируясь по наземным и подводным ориентирам.
Однако и лоцманы могут ошибаться, особенно в ночное время, непогоду, шторм. А их ошибки могут обернуться трагедией, большими убытками.
Вот, если бы снизить возможность ошибок для лоцманов. Как? (Виктор Тимохов)
          Подсказка 1 [ИКР]
Лоцман сам точно определяет движение корабля по правильному курсу и отклонения от курса.
Корабль сам движется по правильному курсу.
Используйте вепольный анализ. Используйте физические эффекты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий