Противоречия

Противоречие
Содержание

1. Понятие противоречия
2. Виды противоречий
3. Типовые образцы  -  формулировки противоречий
4. Методика выявления противоречий
5. Литература

1. Понятие противоречия
Противоречие – одно из ключевых понятий в ТРИЗ. Наиболее общее определение противоречия: Система должна обладать свойством А, чтобы выполнять полезную функцию, и должна обладать свойством не-А, чтобы не выполнять вредную.
Противоречие – двигатель развития; всякий качественный скачок в развитии – это преодоление, разрешение какого-либо противоречия. Формулирование Противоречия помогает лучше понять корень вашей проблемы и найти ее точное решение. Традиционно мыслящий человек старается сглаживать противоречия, балансировать между противоречивыми требованиями, искать компромиссы. Мыслящий тризовски – выявляет противоречия, обостряет их, и разрешает.
         Еще один пример из Г.С.Альтшуллера:
         Производство стекла: расплавленная масса движется по роликовому конвейеру и таким образом утончается. Чем мельче ролики, тем более ровным получается стекло, тем меньше нужно дополнительных затрат на шлифовку, и т.п. С другой стороны, чем мельче ролики, тем их больше, тем менее надежен конвейер, тем труднее его чинить. Противоречие: ролики должны быть маленькими, чтобы стекло получалось гладким, и ролики должны быть большими, чтобы конвейер был удобен в эксплуатации.
Альтшуллер обостряет противоречие: маленькие ролики, еще мельче... Бесконечно маленькие ролики... Что такое бесконечно маленькие ролики? Молекулы, атомы... Почему бы не отливать стекло на поверхность расплавленного металла, у которого плотность выше, чем у стекла, а температура плавления – ниже? Представитель завода счел такое предложение Генриха Сауловича научной фантастикой и на этом разговор завершился. А через 8 лет некая английская компания изобрела революционный способ отливки стекла – на поверхность расплавленного олова...
Так и вспоминается история создания советских магнитофонов: проект магнитофона кладется в НИИ на полку, пылится на ней до тех пор, пока его не выкрадают японцы, затем другое НИИ разбирает новейший японский магнитофон, удивляется красоте идей, до которых додумались японцы, и делает свой, по их образцу...
ПРОТИВОРЕЧИЕ - это борьба противоположных интересов, желаний или требований, когда одно из них исключает другое.
Создатель ТРИЗ - Г.С. Альтшуллер дает такое определение противоречия в технических системах: "Техническим противоречием называют ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (заметьте - "взаимодействие") в системе, состоящее, например, в том, что полезное действие вызывает ОДНОВРЕМЕННО и вредное действие".
Например, холодильник создает холод, и это ХОРОШО, но одновременно потребляет электроэнергию, занимает место, шумит, требует периодического размораживания, чистки... и это ПЛОХО. Или: кто-то сделал полезную покупку, но одновременно лишился денег и сделал невозможной другую покупку.
И еще одно важное соображение - если нет взаимодействия, то нет и противоречия. Взаимодействие всегда связано с переносом МАТЕРИИ, ЭНЕРГИИ или ИНФОРМАЦИИ. А если взаимодействие есть, но вредного действия нет? Значит, и противоречия в данном взаимодействии нет, все в порядке. Услуги ТРИЗ в этом случае не нужны. Например, двое беззаветно любят друг друга.
Приведем еще одно определение: "Противоречие - это столкновение взаимоисключающих требований к ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ ОБЪЕКТУ".
Например, при автокатастрофах бензин не должен гореть, но в двигателе автомобиля тот же бензин должен гореть.
Должен гореть - не должен гореть, ерунда какая-то. Действительно, по закону противоречия в формальной логике невозможно, чтобы одновременно, одноместно и в одних и тех же отношениях бензин горел и не горел. Но если эти ограничения снять, то ситуация становится возможной: в двигателе бензин горит, а в бензобаке при аварии не горит, если, конечно, приняты специальные меры для разрешения этого противоречия. Например, бензобак поделен на ячейки, в одних ячейках находится бензин, а в соседних, - гасящая горящий бензин жидкость. Или: некоторые люди хотят реконструировать чердак под жильё и надстроить дом, а жильцы нижних этажей дома не хотят этого.
Что существенного в последнем определении противоречия? Утверждается, что ПРОТИВОРЕЧИЕ - это ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ противоположных ТРЕБОВАНИЙ или ЖЕЛАНИЙ. Нет противоположных требований - нет и причины конфликта.
Прекрасной иллюстрацией этого положения является Тянитолкай из сказки Корнея Чуковского "Доктор Айболит". Если желания его голов совпадают - противоречия нет, если не совпадают - конфликт неизбежен.
Из приведенных определений следует - что противоречие существует только В СОЗНАНИИ. Нет сознания - нет противоречий. Таким образом, В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ (в приведенном выше смысле) НЕТ, так как у объектов неживой природы, в том числе и у технических систем, требований и желаний быть не может! Кроме того, неживая природа не имеет возможности выбора, она просто ПОДЧИНЯЕТСЯ законам природы и развивается по законам природы.
Иное дело Cоциальные Cистемы - Люди, в отличие от технических систем, они обуреваемы желаниями, потребностями, требованиями, а также идеями. Очень часто, даже как правило, желания у разных людей не совпадают, отсюда и масса противоречий!
Кроме того, потребности людей многогранны и многозначны. Им надо, чтобы выполнялось много требований и хорошо, и одновременно, и быстро. Например, холодильник должен быть: с большой холодильной камерой, в разных режимах температуры, совершенно безопасный во всех отношениях, и дешёвый, и красивый, и чтобы мало места занимал, и не шумел, и энергии бы не потреблял, и мыть бы его не надо...
Многие из этих требований противоречивы (большой – занимает мало места). Задача науки и техники - разрешать противоречия в интересах людей. В этом ТРИЗ может помочь и помогает.
Еще одно определение: "Противоречие - это КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ противоположностей". Противоположности - это противоположные, обратные свойства, которые должен иметь объект или противоположные требования, которым должен удовлетворять объект или процесс. Противоположности, в классическом варианте, должны существовать одновременно.
Например, одному нужен луг для выпаса, а другому тот же луг для постройки дачи. Как быть? Это противоречие.
А может ли быть противоречие "внутри" одного человека? Может! Человек - это очень сложная и противоречивая система, состоящая из множества физических и духовных "подсистем", желаний, целей и задатков. Это внутриличностные противоречия, разрешением которых люди всю жизнь и занимаются.
Например, человек понимает, что надо учиться, но лень, понимает, что курить вредно, но не бросить, надо идти к зубному врачу, но страшно... Вор понимает, что нельзя воровать и ворует. Надо каяться, но мужества не хватает...
Итак, противоречие - это предъявление противоположных требований к ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ ЭЛЕМЕНТУ.
Анекдот - Чем больше я пью, тем больше у меня тpясутся pуки. Чем больше у меня тpясутся pуки, тем больше я пpоливаю. Чем больше я пpоливаю, тем меньше я пью. Таким обpазом, чем больше я пью, тем меньше я пью.
2. Виды противоречий
Чтобы найти противоречие, надо знать, какие бывают противоречия.
Г.Альтшуллер предлагает три вида противоречий в ТЕХНИКЕ, но они могут быть распространены и на другие области знаний.
- АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ - когда указаны только недостатки. Например, такого типа: "Не нравится ситуация, не знаю, как ее исправить". "Снизилась успеваемость". "Класс не управляем". "Не успеваю дать весь положенный программой материал".
При такой "аморфной" постановке задачу решить трудно.
- ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ - это первое уточнение объекта, к которому предъявляются противоречивые требования. Лежит в глубине административного противоречия и его уточняет.
- ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ - лежит в глубине технического противоречия и предъявляет требования к СВОЙСТВАМ объекта.
К нетехническим противоречиям относятся:
         СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ - это конфликтные взаимодействия между людьми во всех сферах их деятельности, когда не совпадают желания и возможности. Например, личные противоречия. Это противоречия между желаниями одного человека:
  • Хочу, но нельзя.
  • Хочу, но не могу (не хватает ресурса). Хочу купить горные лыжи и хочу купить пальто, а денег на обе покупки не хватает.
  • Не хочу, но надо.
  • Не хочу, но заставляют...
Частным случаем социальных противоречий являются:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ - это конфликтные взаимодействия между желаниями людей в сфере образования. Например: противоречие между интересами взрослых и детей:
1. ЕСЛИ учить детей в строгом соответствии с требованиями школьных программ,
ТО будет выполнен приказ об образовании,
НО интересы детей и требования реальной жизни к составу знаний и умений могут быть не выполнены.
В школах имеются механизмы для разрешения этого противоречия, которые мы здесь рассматривать не будем.
2. Дети ДОЛЖНЫ много времени двигаться,
ЧТОБЫ развиваться физически,
НО при этом не хватит времени на интеллектуальные занятия.
3. Дети должны много времени сидеть,
ЧТОБЫ учиться,
НО при этом не хватит времени на физическое развитие и так далее...

3. Типовые образцы  -  формулировки противоречий
Формулировка противоречия - наполовину решенная задача
Формулирование противоречий - один из творческих этапов решения задач.
1. Г.С. Альтшуллер предлагает формулировать пару взаимосвязанных противоречий по форме:
1
ЕСЛИ ...,
ТО ...,
НО ...
I. ЕСЛИ ... (дается описание первого состояния элемента системы),
ТО ...(объясняется, что при этом хорошо и для кого),
НО ...(объясняется, что при этом плохо и для кого).
II. ЕСЛИ ... (дается описание противоположной ситуации или противоположного состояния этого же элемента системы),
ТО ... (объясняется, что при этом хорошо),
НО ... (объясняется, что при этом плохо).
Например. В аквариум к мирным рыбкам надо подсадить очень хищных, прожорливых рыбок, которых принесли в маленькой баночке. Другого аквариума нет. В систему входят следующие основные элементы: хищные рыбки (А), мирные рыбки (В), аквариум, баночка, вода.
I. ЕСЛИ подсадить хищных рыбок,
ТО им будет просторно плавать и будет за кем охотиться,
НО мирным рыбкам будет плохо, т.к. их съедят хищные рыбки.
II. ЕСЛИ не подсаживать хищных рыбок,
ТО мирным рыбкам никто не угрожает,
НО хищные рыбки погибнут от удушья в тесной баночке.
Для детей это можно представить в виде схемы "Глазки". Первая ситуация: делаю хорошо элементу А, но становится плохо элементу В. Вторая ситуация: делаю хорошо элементу В, но становится плохо элементу А.
Отсюда легко сформулировать ИДЕАЛЬНОЕ решение: (и элементу А, и элементу В хорошо) и хищные, и мирные рыбки живут в одном аквариуме дружно, всем хорошо.
Или другая формулировка идеального решения: хищные рыбки сами не хотят есть мирных рыбок. (Противоречия нет).
2. Приведем упрощенную формулировку противоречий для детей:
2
ЕСЛИ ..., ТО ...
I. ЕСЛИ ... (дается описание состояния системы),
ТО ... (объясняется, что при этом произойдет).
II. ЕСЛИ ...(описывается обратное состояние),
ТО ...(объясняется, что при этом произойдет).
Например:
ЕСЛИ пустить хищных рыбок в аквариум, ТО они съедят мирных рыбок.
ЕСЛИ не пускать хищных рыбок, ТО они погибнут в маленькой баночке.
Строго говоря, это просто условное предложение.
3. Третья схема формулировки противоречий:
3
ОБЪЕКТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ..., ЧТОБЫ ..., НО ПРИ ЭТОМ ...
I. ОБЪЕКТ ...(то, что мы улучшаем) ДОЛЖЕН БЫТЬ ...(перечисляются требования к нему),
ЧТОБЫ ...(перечисляются хорошие следствия),
НО ПРИ ЭТОМ или НО ТОГДА ...(перечисляются плохие следствия).
II. ОБЪЕКТ (то, что мы улучшаем) НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ...,
ЧТОБЫ  ...,
НО ПРИ ЭТОМ ...
ТО ЕСТЬ: "Должно выполняться действие "А", чтобы задача была решена, -
                     и должно выполняться (выполняется) действие "неА", потому
                     что такова реальность".
                    "Данная часть системы должна обладать свойством "В", чтобы
                     выполнять нужную функцию, - и свойством "неА", чтобы
                     удовлетворять существующим ограничениям и требованиям".
Например:
I. Гоночный автомобиль ДОЛЖЕН БЫТЬ тяжелым, ЧТОБЫ было хорошее сцепление с дорогой, НО ПРИ ЭТОМ он становится не маневренным.
II. Гоночный автомобиль НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ тяжелым, ЧТОБЫ быть маневренным, НО ПРИ ЭТОМ у автомобиля очень плохое сцепление с дорогой и возможны аварии.
Или: Карандаш ДОЛЖЕН быть длинным, ЧТОБЫ он долго писал, НО тогда он становится очень неудобным для письма.
В.Л. Уральская [10] предлагает очень наглядное начало формулировки противоречия словами: Я хочу, чтобы это было таким для того, чтобы…
Удобно формулировку начинать словами: Надо, чтобы…
4. Система противоречий.
Приведем четвертый способ составления уже системы противоречий, который пригоден для многозначных задач, распадающихся на много отдельных, но взаимосвязанных задач.
Вообще то, все задачи многозначны, любая задача может быть разложена на несколько частных подзадач и для каждой подзадачи может быть составлено своё частное противоречие. Совокупность этих частных противоречий будем называть СИСТЕМОЙ ПРОТИВОРЕЧИЙ.
Рассмотрим конкретный пример.
Наша, пока ещё репрессивная педагогика, исходит из того, что ученик не хочет учиться и его надо заставлять учиться (для его же пользы, конечно), забывая о том, что познавать мир и учиться – это врожденная потребность человека, тем более ребенка. Это неисчерпаемый ресурс. Если ребенок не хочет учиться, то это вина не ребенка, а родителей, школы и учителей, которые, кстати, всё это видят, всё понимают и продолжают делать.
Почему? Система образования настроена на такую работу. На "заливание" знаниями, что и хорошо и плохо.
Одним из инструментов принуждения является система школьных оценок. Мы не ставим задачу решить проблему оценок по существу, но предложим табличный, развернутый способ формулирования системы противоречий для указанной ситуации:
НАДО выставлять оценки, ЧТОБЫ ... (перечисляются все цели), НО ПРИ ЭТОМ ... (перечисляются все отрицательные стороны).

Один из возможных табличных способов анализа ситуации:
ДЕЙСТВИЕ: ставить оценки ученикам в школе.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ (ФУНКЦИЯ): оценить знания ученика.
УЧАСТНИКИ: ученики, учитель.
Что в этом хорошего ДЛЯ УЧЕНИКА
Что в этом плохого ДЛЯ УЧЕНИКА
Знает свой уровень успеваемости.
Вечный стресс - опасение получить двойку - портит жизнь и школьнику, и родителям.
Хорошая оценка - стимул хорошо учиться, кроме того, приятно, что похвалят дома.
Получение хорошей оценки, а не знаний, становится целью учения.

Часто ставят двойки за дисциплину, а не за знания.

Что в этом хорошего ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Что в этом плохого ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Можно контролировать ученика.
Трудно быть добрым и справедливым оценщиком знаний ученика.
Можно отчитаться перед администрацией школы.
Кроме знаний, надо оценивать:
Прилежание, дисциплину, нравственность, умение общаться, внимание, трудолюбие и другие качества личности, для оценки которых нет специальных инструментов и учитель вынужден использовать те же 2, 3, 4 и 5, к тому не предназначенные.
Проще управлять классом.

Можно завоевать огромный авторитет у класса, если ставить оценки предельно справедливо, не оставлять ни одной двойки не исправленной, не "выводить" оценки за четверть как среднее арифметическое и т.п. Каждая оценка должна быть "пропитана" любовью к ребенку, ребенку всегда надо оставлять шанс стать лучше.

Схема формулировки системы противоречий может быть и такой:
  • НАДО УЛУЧШИТЬ и это, и это, и это...,
  • ЧТОБЫ было хорошо и этому, и этому, и этому...,
  • НО при этом ухудшается и то, и то, и то...,
  • ДЛЯ того, для того, для того...
         При решении задачи обязательно нужно выполнить два требования (условия), а не одно!
Требуется найти такое решение или цепочку решений, чтобы ВСЕМ было хорошо.
         Удовлетворить всем требованиям одновременно на 100% практически невозможно. Решение или система решений чаще может быть только оптимальной, то есть наилучшей по некоторым заданным критериям (часто противоречивым) и для определенных условий.
         Проводя оптимизацию, надо пытаться выделить ключевое противоречие - разрешение которого даст наибольший эффект, снимет самые зловредные противоречия. Стремление к оптимизации - естественное стремление умного человека. Человек - прирожденный оптимизатор.
         Чтобы научиться дробить противоречие на составляющие, выявлять многочисленные требования многочисленных участников конфликта, а также определять положительные и отрицательные следствия возможных решений, надо:
  • самостоятельно решить много задач и приобрести опыт,
  • сначала решать главные (надсистемные) задачи,
  • попробовать локализовать задачи - решать одни задачи, считая, что другие решены, а потом посмотреть, что из этого вышло.

4. Методика выявления противоречий
Разработчики ТРИЗ [2] дают следующий совет: когда задача понята, "...попытайтесь устранить недостаток ИЗВЕСТНЫМИ вам способами и средствами. Если решение Вас удовлетворит, то здесь все и кончается, т.к. задача решена. Но если попытка не дала требуемый результат или дала, но привела к новому нежелательному эффекту или недостатку, то в этом случае надо составлять противоречие".
Есть задачи, в которых нет противоречий. Например, на вспоминание: Каким образом Наполеону удалось стать императором Франции? В каком году была битва при Бородино?
Как определить, есть в данной задаче противоречие или его нет? Приём простой: исключите из ситуации желания и требования - по всей вероятности, пропадут и противоречия.
Есть задачи, для которых бывает очень трудно сформулировать противоречие, так как не удаётся догадаться, к какому объекту какие противоречивые требования предъявляются.
         Ответы на поставленные ниже вопросы могут помочь вскрыть и сформулировать противоречие.
1.     Сформулируйте цель и главный производственный процесс (функцию) в
 задаче.
2.     Чем Вы, собственно, недовольны? (Например, снарядоустойчивостью танка).
3.     Какие основные части участвуют (взаимодействуют) в задаче? (танк, снаряд, пушка, броня, танкисты).
4.     Какую часть (что конкретно) надо улучшить? ( надо улучшать броню танка, его форму и маневренность, а также выучку танкистов).
5.     Между какими частями или свойствами той системы, которая нам не нравится, появилось противоречие? Это называется поиск "конфликтующей пары". (Снарядонепробиваемость толстой тяжелой брони танка входит в конфликт с маневренностью и скоростью танка. Прочность тонкой снарядонепробиваемой брони входит в противоречие с ее стоимостью).
6.     Какие части конфликтующей пары можно менять, какие нельзя менять? (пушка и снаряд недоступны, так как это элементы неприятеля). Для той части, которую можно менять, надо сформулировать два противоположных состояния - антонимы. (Броня должна быть: тяжелой для... и легкой для..., тонкой и толстой, и все это одновременно и одноместно).
7.     По всей вероятности, в той части системы, которая нам не нравится, будет находиться и ресурс для ее улучшения и разрешения противоречия! Это очень важное ТРИЗовское положение.
         И ещё одно важное положение: при разрешении противоречий надо бороться не только и не столько с очевидными недостатками, но и с причинами их возникновения - глубинными противоречиями.
         В заключение отметим: относительно какого объекта сформулируем противоречие, тот объект и будем улучшать.
ЛИТЕРАТУРА
1.     Альтов Г. И тут появился изобретатель. М. Детская литература. 1989.
2.     Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. "Теория и практика решения изобретательских задач", Методические рекомендации. Кишинев, 1989.
3.     Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Пособие для воспитателей. Ульяновск, 1991.
4.     Резник Е.А. Опыт использования ТРИЗ при воспитании дошкольников. Днепропетровск, ЧОУНБ.
5.     Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов. М. Дидакт. 1992. Злотин Б.Л. Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии. Кишинев. Лумина. 1988.
6.     Журнал ТРИЗ. 96.1. Стр.20.
7.     Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. Книга для учителя. М. Просвещение. 1990. 240с.
8.     Меерович М.И. Формулы теории невероятности. Одесса. Полис. 1993. Журнал ТРИЗ. 96.1. Стр.97.




Комментариев нет:

Отправить комментарий