Ресурсы

Ресурс, или без чего не решить ни одной задачи

В основе красивых и эффективных решений лежат Ресурсы, уже имеющиеся в нашей Системе (Система — "контекст", в котором возникает задача, ситуация, обстановка): то есть мы ничего не добавляем извне, а результат достигается. Так, решая простую задачу, зачастую достаточно лишь поискать нужный Ресурс.

Что такое ресурс?

         Приведем две ситуации, поясняющие смысл и важность ресурса - скрытых запасов или свойств, необходимых для успешного решения задач.
1. Два охотника пошли в лес охотиться на медведя. Встретили медведя. Старый охотник ранил медведя в лапу. Медведь бросился на охотников. Охотники побежали к деревне. Вдруг молодой охотник обернулся, выстрелил и убил медведя. Спрашивается, за что старый охотник стал ругать молодого? За то, что он не дал медведю добежать до деревни. Теперь медведя придется доставлять в деревню на телеге. Ресурс медведя не был использован полностью.
2. Весной 1928 года дирижабль "Италия" с 16 пассажирами на борту потерпел аварию на обратном пути от Северного полюса к Шпицбергену. Поисковые самолеты не могли обнаружить людей во льдах. Догадка механика спасла оставшихся в живых восьмерых людей. Из фольговой обертки шоколада он сделал зеркальце и просигналил в глаза летчику самолета солнечным "зайчиком". Согласитесь - это блестящая находка блестящего ресурса для решения проблемы "жить- не жить"!

Определение: Запас средств, веществ, полей, энергии, денег, оборудования, времени, информации, сил, свойств, эффектов и вообще любых возможностей для реализации сильного решения в ТРИЗ называют РЕСУРСОМ.

Сильными ресурсами для решения задач следует считать хорошие идеи, время и деньги. Если есть неограниченное количество времени и денег, то можно решить практически любую задачу, если, конечно, условия этой задачи корректны и не противоречат законам природы. Очень важным ресурсом являются волевые качества самого решателя, его вера в себя, его знания, опыт и умение решать задачи. Точно сформулированные противоречие и идеальное конечное решение (ИКР) тоже можно рассматривать как ресурс. Самый дешевый ресурс (даровые блага) - это воздух, вода океанов, гравитационное поле, солнечная энергия, дожди, отходы... Самый дорогой ресурс - это время, так как оно безвозвратно! Кстати, лень - это растрата самого дорогого ресурса.
         Ресурс, конечно, ограничен, (объём благ обычно меньше потребностей людей) поэтому и ИКР невозможно. К несчастью, бывает так, что мы "топчем" ресурс, его просто не видим. Когда говорят: "Нет ресурса", чаще оказывается, что он просто не найден. "Сидя на ресурсе" можно быть бедным и несчастным. Природа кричит: "Человек! У меня нет от тебя секретов! Изучай меня, думай, люби меня и я дам тебе все, что нужно для счастья и для решения любой твоей проблемы". А мы этого не видим.
Мы часто ругаем себя за то, что СДЕЛАЛИ что-то и стало плохо, но мало ругаем себя за то, что НЕ СДЕЛАЛИ что-то, а могли бы сделать (по терминологии ТРИЗ - упустили ресурс) и было бы хорошо. Почему, кстати, социальные проблемы самые трудные? Потому что катастрофически не хватает дефицитнейших ресурсов: духовности, нравственности, компетентности и отваги, чтобы защитить добро. Не воспользоваться ресурсом значит пройти мимо хорошего решения.
         Ресурс не вечен. Ресурс устаревает и исчезает. Ресурсом может воспользоваться другой, в частности, Ваш враг, поэтому не медли, не трусь и не ленись, если хочешь победить.
         Можно сделать такое утверждение - если кто-то получил сильное решение или победил, это значит, что он нашел хороший ресурс. И наоборот, проиграл, значит не нашел нужный для победы ресурс. Если мы не видим ресурса, задача нам кажется трудной.
         Нет ресурса - нет процесса. Лесной пожар кончается либо когда гореть нечему, либо когда нет возможности идти реакции горения (кислорода не хватает...).
         Лакомым ресурсом для бесчестных людей является человеческая глупость, простоватость, доверчивость, незнание... Вот примеры.
  • Через газету дается объявление, в котором авторы гарантируют(!): полным - похудеть, больным - вылечиться, алкоголикам - перестать пить, страдающим от бессонницы - крепко спать, дуракам - поумнеть и т.п.
  • За рецепт, инструкцию или методику просят прислать маленькую сумму денег, обратный адрес и ждать ответ или вызов. Ответа, конечно, нет. Вот пример объявления: "Милые дамы! Проводится конкурс: - за лучшую форму губ... миллион! Вышлите оттиск ваших губ и 5 руб." К чести мошенников, последнюю гарантию (ждать ответ), они, конечно, выполнили.

         В настоящее время, в условиях рыночных отношений, проблема поиска ресурса стоит особенно остро. Чтобы выжить, нужен ресурс, а его всегда мало. Во многих школах мира преподается очень полезный предмет – ДОМАШНЯЯ ЭКОНОМИКА. Он построен на анализе потребностей семьи, анализе ресурсов семьи и их правильном распределении.
         Если ресурса много, то нет противоречий, если ресурса мало - есть противоречия. Например, два человека ужасно хотят пить. Нет проблем, если рядом ручей с чистой водой и есть проблема, если воды полстакана.
         Когда мы начинаем искать ресурс? Когда появляется проблема, желание, задача или требование.

Какие бывают ресурсы

          Принято классифицировать ресурсы следующим образом:
  • Материально-вещественные (вещества, предметы, товары, деньги, оборудование и т.д.).
  • Информационные (каналы и носители информации).
  • Ресурсы времени.
  • Ресурсы пространства (площадь, объем и т.д.).
  • Энергетические ресурсы и поля (тепловая, электрическая, электромагнитная, атомная энергия, звуковые сигналы и т.д.).
  • Человеческие (сами люди, а также их стереотипы, мотивация, каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание).
  • Другие ресурсы (события прошлого, имидж, культура и др.).

http://www.trizland.ru/art/orange.gif
ПРИМЕР
http://www.trizland.ru/art/dot.gif

Автомобиль с контейнером должен проехать под аркой моста, но контейнер оказался буквально на сантиметр выше нижней балки. Решение задачи в использовании пространственного ресурса. Ведь в шинах находится воздух, а это почти "свободное пространство". Частично выпустили воздух из шин, и автомобиль свободно проехал под мостом.

И еще одна важная хитрость. Мы знаем, что свойства веществ под неким воздействием могут меняться. Например, железо в магнитном поле само становится магнитом, вода от холода становится льдом, а шелк начинает светиться под ультрафиолетовым излучением... Иногда в системе нет ресурса с нужным свойством, но мы можем его получить, изменив имеющиеся вещества, систему или её части.

Как использовать ресурсы (последовательность действий)

1.     Сформулируйте задачу.
2.     Определите: какие Ресурсы нужны? В каких количествах?
3.     Просмотрите Ресурсы. Сначала уже имеющиеся в Системе, потом — те, которых в самой Системе нет, но легко и дешево получить. И лишь в последнюю очередь редкие, дорогие, "трудоемкие" ресурсы.
4.     Оцените ресурс. Каков будет эффект от его использования? Каковы затраты на использование или добычу (приобретение) этого ресурса?
5.     Определите: каким образом применить ресурс?
http://www.trizland.ru/art/orange.gif
N.B.
http://www.trizland.ru/art/dot.gif

При решении задач вначале используйте то, что уже имеете — ресурсы.






Алгоритм проведения ресурсного анализа

         После того, как сформулировали задачу, противоречие и идеальное конечное решение (ИКР), надо вернуться "на землю" и позаботиться о РЕСУРСЕ.
         Для этого надо четко определить, не нарушают ли условия задачи законы природы? То есть определить, имеет ли задача решение. Если имеет, тогда ответить на следующие вопросы:
1.     Какова модель задачи? Какие части (элементы) участвуют в задаче? Какие из этих частей являются важнейшими? (Важнейшими являются те части, без которых задача "рассыпается", их обязательно надо включить в модель задачи.)

2.     Какие имеются существенные связи между этими частями? . Какими законами определяется взаимодействие частей?
3.     Какими свойствами обладают эти части и связи между ними? Это их потенциальный ресурс.
4.     Какую часть надо улучшать? В первую очередь попробуйте найти ресурс в этой части, а потом во всех остальных. Ответьте на вопросы: что надо сделать с этой частью (этими частями), какой должна быть эта часть, чтобы задача была решена?
5.     Какие части задачи можно менять? Что в них можно менять? Какие части нельзя менять? В этих частях сложнее найти ресурс. Как надо изменить эти части, чтобы задача была решена?
6.     Какие вещества и поля окружают систему? С чем взаимодействует объект? Нет ли подходящего ресурса в них?
7.     Переберите все виды ресурсов для каждой части задачи (размер, вес, форма, местоположение, материал, физические и химические свойства...). Есть большая вероятность, что Вам повезет и Вы найдете ресурс. Эффективно искать ресурс одновременно с попытками использовать приёмы для устранения противоречий.
8.     Попробуйте использовать комбинацию ресурсов (И. Викентьев).
9.     Сначала надо использовать имеющийся ресурс. Если ресурс не найден, надо его создать.
10. Очень сильный приём: сформулировать требования к ресурсу, который необходимы для решения задачи.

         Отметим, что для реализации ТРИЗовской многофункциональной идеологии "И-И", нужен ресурс больший, чем для реализации идеологии "ИЛИ-ИЛИ".

         У ресурса есть и отрицательные качества. Хороший ресурс трудно найти и его всегда не хватает. Ресурс устаревает, поэтому, кстати, рекомендуют выбирать решения не ниже мирового уровня, и не на мировом уровне, а только выше мирового уровня. Иначе не будет "прочности".








Комментариев нет:

Отправить комментарий