Понятие о ТРИЗ

Понятие о теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Содержание

1. Определение и история ТРИЗ
2. Основные понятии ТРИЗ как науки
3. Основные принципы и положения ТРИЗ

1. Определение и история ТРИЗ
Мы приступаем к изучению основ Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), созданной для решения творческих изобретательских задач, раздела сколь интересного, столь и полезного, но довольно сложного. Сложного не столько для понимания, сколько для "принимания". Дело в том, что многие положения ТРИЗ новы и нестандартны, как и сами творческие задачи, поэтому потребуется некоторое время и усилия для того, чтобы поверить в их силу и принять методики ТРИЗ.
Нас окружают творческие задачи. Что это такое?
Творческая задача - это такая задача, которая, в отличие от математической, имеет много правильных решений. Например, надо сконструировать корабль для посадки на Луну, или совсем обычная задача: у Вас есть 100 рублей и Вам надо купить продукты. Можно купить еду вегетарианскую, можно купить копчености, можно купить сладости, можно купить полуфабрикаты. Это тоже творческая задача, решений много, но для Ваших конкретных условий и требований будет правильным ограниченное количество решений. Иное дело задача: Маша выше Саши, но ниже Даши. Кто из троих самый маленький? Здесь только один правильный ответ, тут нет творчества, потому, что есть жесткий алгоритм решения и один правильный ответ. Логические или математические задачи могут быть очень сложными, но они обычно имеют один правильный ответ.
ТРИЗ - ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ родилась в 1946 году, автор – бакинский инженер Генрих Саулович Альтшуллер. С помощью анализа значительного числа патентов он начал выявлять закономерности поиска сильных изобретательских решений. До того изобретатели действовали, в основном, методом проб и ошибок, перебирая большое количество вариантов. ТРИЗ позволила значительно облегчить поиск сильных, нетривиальных решений. "Любая домохозяйка способна стать изобретателем, - говорил Альтшуллер. - В ТРИЗе главное - знать метод, и не нужно быть специалистом в металлургии, чтобы сделать изобретение в этой области техники". Изобретать можно везде и всегда, изобретать может каждый и более того: научившись изобретать, начинаешь по-новому относиться к окружающей действительности. Начинаешь мыслить нестандартно, открываешь скрытые прежде возможности, и, прежде всего возможности собственного роста как творческой личности.
Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) - это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества. Главное отличие ТРИЗовского мышления от других видов мышления - это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам! Если мы научимся управлять разумом, то будем управлять и нашей жизнью!
ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах талантливым человеком, писателем-фантастом  (псевдоним Генрих Альтов), инженером и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Это сравнительно молодая, но быстро развивающаяся наука. Она была создана для решения изобретательских задач в технике, но в настоящее время, найдя много приложений в педагогике, в науке, в бизнесе, в психологии и в других областях знания, ТРИЗ стала мировоззрением.
ТРИЗ имеет более сотни инструментальных приёмов и способов, помогающих создать решение и "извлечь" решение из подсознания (перевести в сознание). Если нам рассказали решение задачи, которую мы решали и не смогли решить, и мы поняли это решение, не значит ли это, что мы могли бы решить эту задачу, но почему-то не решили. Вот этим и занимается ТРИЗ.

Немного  из истории ТРИЗ
В конце сороковых годов 20-го века советский ученый Генрих Саулович Альтшуллер поставил перед собой проблему - как целенаправленно создавать новые изобретения в технике. Нужно отметить, что до того времени абсолютно все изобретения в технике, как впрочем и открытия в науке и искусстве делались путем проб и ошибок. Каких-либо научно обоснованных технологий творческой деятельности не было. Для решения этой проблемы Альтшуллер проанализировал патентный фонд технических изобретений, в процессе чего выявил закономерности развития техники и в начале шестидесятых годов он создал первую модификацию алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ). С этого момента Генрих Саулович начинает проводить учебные семинары для инженеров и всех желающих, на которых обучал слушателей применению алгоритма для решения технических задач, параллельно продолжая работу над его совершенствованием. В результате этих исследований Альтшуллер формулирует законы развития техники. Так рождается теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Обучение слушателей на семинарах ставит новую проблему перед Альтшуллером - почему большая часть слушателей после освоения ТРИЗ так и не создает новых технических изобретений. Для решения этой проблемы Альтшуллер анализирует литературу о биографиях выдающихся творцов (свыше 1000 биографий) в надежде выявить общие закономерности творческой деятельности, знание которых позволит повысить эффективность обучения ТРИЗ. Ему сопутствует удача и в результате создано учение о качествах и жизненной стратегии творческой личности. Поставленная проблема получает научно обоснованное решение - для целенаправленной творческой деятельности недостаточно владеть методами творчества, необходимо еще самовоспитывать в себе качества творческой личности и учитывать закономерности жизненной стратегии творческой деятельности. Вывод, который делает Генрих Саулович поражает своей простотой и вместе с тем практической сложностью: овладеть технологиями творчества может каждый, также как и законами математики, физики и искусства, самовоспитывать в себе качества творческой личности в течение всей жизни могут немногие и только единицы могут прожить свою жизнь в соответствии с закономерностями жизненной стратегии творческой личности.
В середине восьмидесятых годов последователи Альтшуллера начали использовать элементы ТРИЗ в искусстве, науке, педагогике, психологии, медицине и других направлениях. В результате возникли новые направления профессиональной деятельности: ТРИЗ+ПЕДАГОГИКА, ТРИЗ+БИЗНЕС, ТРИЗ+ИСКУССТВО, ТРИЗ+МЕДИЦИНА. Работа в этих направлениях принесла серьезные научные результаты, которые отражены в многочисленных публикациях.
В настоящее время ТРИЗ успешно развивается, создана Международная ассоциация ТРИЗ, президентом которой является Г.С. Альтшуллер. Практически во всех крупных городах СНГ и ряда других государств действуют центры и школы ТРИЗ.

*   *   *
 Свои невнедренные изобретения Генрих Альтшуллер описал в фантастической литературе.
 В 1957 году родился писатель-фантаст Генрих Альтов.
Фантастика Альтова была самой интеллектуальной, самой насыщенной новыми идеями и самой трудной для чтения. Это были тексты, плотные, как недра нейтронной звезды. Идеи писателя Альтова, подсказанные создателем ТРИЗ Альтшуллером, опережали время на десятки или сотни лет, но были убедительны, красивы и точны. Такой фантастики в СССР еще не писали.

2. Основные понятия ТРИЗ как науки
1. ТРИЗ - это наука, изучающая объективные закономерности развития технических систем и разрабатывающая методологию (систему методов и приемов) решения технических проблем.
В результате своего развития ТРИЗ стала основой для создания практической методологии анализа проблем, возникающих при функционировании искусственных систем. В настоящее время на базе ТРИЗ формируется теория развития искусственных систем (ТРИС). Отражая основные этапы мыслительных процессов, выполняемых субъектом при анализе проблемных ситуаций и поиске эффективных решений, эти теории все шире используются в системе образования как базовая методология для формирования культуры мышления.
 2. Объект исследования ТРИЗ - развитие технических систем. Объект исследования ТРИС - развитие искусственных систем, в том числе стиль мышления как явление культуры.
3. Предмет исследования - выявление объективных закономерностей изменения технических (искусственных) систем. При исследовании стиля мышления выявляются условия его формирования.
 4. Цель исследования - создание методологии, основанной на объективных закономерностях развития технических (искусственных) систем и предназначенной для поиска наиболее эффективных решений проблемных ситуаций.
По мере развития методологии в качестве цели исследования рассматриваются возможности ее применения для формирования культуры мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса мыследеятельности.
5. Методы исследования:
а) для искусственных (технических) проблем - анализ процесса изменения продукта изобретательской (творческой) деятельности;
б) для стиля мышления - анализ способов решения проблемных ситуаций.
 6. АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ (АРПС) - модификация АРИЗ, основанная на объективных закономерностях развития искусственных систем и предназначенная для анализа проблемной ситуации и поиска наиболее эффективного ее решения.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (АРИЗ) - последовательность выполнения мыслительных операций, основанная на объективных закономерностях развития технических систем и предназначенная для анализа технической проблемы и поиска наиболее эффективного ее решения.
3. Основные принципы и положения ТРИЗ
1.Жизнь на земле - высшая общественная ценность и мера всех вещей.
2. Начало всему - сильная идея. "Сначала было слово" (от греческого "логос" - слово, высказывание, суждение, основание, первостихия), то есть, сначала ИДЕЯ, а потом всё остальное. Не без оснований и нынче говорят, что богатство начинается с богатой идеи.
3. Идеология ТРИЗ - "Радость в жизни возможна, каждый день может и должен быть счастливым". Для этого надо: хорошо знать себя, много думать, много учиться и много работать! Учиться, кстати, тоже можно и надо с удовольствием и с радостью! В целом мировоззрение ТРИЗ - это активная оптимистическая жизненная позиция и четкое знание ответов на вопросы: "Что я хочу?", "Кто я есть?", "Что надо делать?" (Один из хороших ответов - ДУМАТЬ), "Зачем это делать?" (Это важнейший целевой вопрос), "КАК ДЕЛАТЬ?" (Это методический, ТРИЗовский вопрос). Из чего делать? (Ресурсный вопрос).
ТРИЗ не приемлет распространенный Российский менталитет: "авось", "небо в алмазах, но завтра", "бунт на кухне", "все плохо и ничего изменить нельзя", "а что я могу сделать?"...
ТРИЗ утверждает:
Если условия задачи не противоречат законам природы, то задача имеет решение.
Развитие технических и нетехнических систем подчиняется объективным законам. 
4. Поскольку ТРИЗ основана на идеях и законах диалектики и логики, системного подхода и функционального анализа, на законах развития систем и законах психологии, то можно назвать ее законопослушным учением.
5. ТРИЗ - весьма сильный инструмент решения задач еще и потому, что она вобрала мудрость и опыт человечества. Как говорят, "встала на плечи великих". Для создания ТРИЗ проанализировано сотни тысяч патентов и описаний изобретений.
6. ТРИЗ ориентирует общество на творчество. А это дает большие гарантии облагородить общество и вселяет надежду на возможность разумного решения глобальных экологических проблем на Земле.
7. ТРИЗ предполагает сознательный уход от стереотипов мышления и предлагает приёмы "расчистки плацдармов" для нестандартных идей.
Для решения сложных творческих задач в ТРИЗ есть специальный Алгоритм Решения Изобретательных Задач (АРИЗ), который включает 40 шагов, десятки правил, приёмов и способов разрешения противоречий. Алгоритм довольно сложен, но зато весьма эффективен! Существуют и более простые алгоритмы, один из возможных предлагает автор.
8. Можно хорошо решать задачи и не зная, как протекают мыслительные процессы в мозгу, но нельзя хорошо решать задачи, не зная систему, которую улучшаешь. Поэтому ТРИЗ большое значение придает изучению условий задачи, изучению улучшаемой системы и анализу развития систем.
9. Принцип "И-И": "Тризовское" решение проблем - это решение, когда становится предельно хорошо ВСЕМ участникам проблемы (и этому хорошо, и этому хорошо, и этому хорошо...). Это очень существенный принцип ТРИЗ. Это принцип наращивания добра. Это принцип "улучшать, не ухудшая". (Один остроумный тризовец в шутку сказал - "ТРИЗ, как курчонок с дюжиной лапок, каждому по лапке и все довольны").
Принцип "И-И" близок понятиям идеальности и многофункциональности: например, надо быть И здоровым, И счастливым, И смелым, И любимым, И умным, И учеником умного...
При ТРИЗовском мышлении должны работать И левое, И правое полушария, И память, И внимание, И воображение, И воля...
10. Принцип "САМ". Идеально, когда задача решается САМА, "без ничего". К этому надо стремиться. Человек сам должен знать, кто он такой и что ему надо. Сам и всегда должен выполнять законы чести. Сам должен уметь себе помочь, сам должен о себе беспокоиться, сам должен себя охранять. Сам должен принимать решения. Сам должен увидеть, сам открыть, сам прочувствовать, сам догадаться, сам решить, сам выбрать, сам сделать... (Отметим в скобках, что это актуальнейший в наше время принцип, когда нельзя надеяться на государство, а только на себя).
В педагогике принцип “Сам” крайне важен. Ребенок лучше осознает и запоминает то, что сам для себя открыл, сам додумался, сам создал. Творчество – это то, что сделал сам. Дети стремятся к самостоятельности и не надо им мешать делать то, что они могут сделать сами. Это один из принципов развивающей педагогики.
Принцип САМ применяется не только в ТРИЗ, он имеет широкое общефилософское звучание.
Прогресс не остановить, рост народонаселения тоже не остановить, а загрязнение планеты остановить надо! Лев Николаевич Толстой предложил универсальный, абсолютно дешевый способ – самоограничение. В соответствии с ранее приведенным положением ТРИЗ о том, что если условие задачи не противоречит законам природы, то решение задачи возможно, и предложение Льва Николаевича не выглядит таким уж Дон-Кихотским. Духовное и Нравственное совершенствование человечества – жизненно важная необходимость и для развития и для выживания человечества.
Человечество много веков тому назад выработало незыблемые моральные ценности: любовь, честь, справедливость, бескорыстие, достоинство. Проблема духовного очищения – одна из самых важных, если вообще не самая важная и не самая сложная проблема человечества. И в этой связи принцип самосовершенствования является актуальным. Во многих странах существуют организации, участвующие в международном движении “За моральное перевооружение”. В православии высшая цель покаяния - не избавление от грехов, а САМОизменение!
11. ТРИЗ дает ответы, как приблизиться к идеалу.
12. ТРИЗ учит не только хорошо и стабильно решать уже возникшие задачи, но и прогнозировать появление новых задач, чтобы не допускать их появления или решать проблемы на "ранних подступах". Тризовцы в шутку говорят, что лучшее решение - это когда проблема не возникла. Здесь уместно вспомнить, чем отличается умный человек от мудрого: "Умный знает, как выбраться из затруднительной ситуации, а мудрый знает, как в нее не попасть".
13. Любую систему можно улучшить. Пределов улучшения нет. Но для улучшения системы нужно найти ресурс. Для этого надо хорошо знать систему. Самый сильный ресурс для решения задачи, как правило, в той части задачи, которую надо улучшать. Самые сильные решения дает объединение ресурсов нескольких частей системы. Например, учеников, учителей, родителей, государства. Для реализации многих "И", особенно одновременно, требуется большой ресурс. А что делать, если не хватает ресурса? Следует решать задачу по преобразованию имеющихся ресурсов или по созданию нового ресурса.
14. Воображение и фантазия - основа всякой творческой деятельности. С их развития обычно начинают учить ТРИЗ и детей и взрослых.
15. ТРИЗ учит: "Нет такого вреда, который бы нельзя было обратить в пользу (хотя бы частично) и наоборот, нет такой пользы, которая не несла бы в себе вреда".
16. Сверхэффекты ТРИЗа:
- Приятное чувство своей силы и уверенности, что решишь практически любую задачу.
- Привлекательность для окружающих, которая вытекает из острого ума, находчивости, успеха.
- Зная ТРИЗовские приемы решения задач, даже при скромных способностях можно решать очень сложные задачи.
Любопытное наблюдение: в СИЛЬНЫХ решениях в любой области жизни и знания можно найти приёмы ТРИЗ, а во всех СЛАБЫХ решениях можно найти нарушения правил ТРИЗ.
ТРИЗ можно изучать в любом возрасте, но особенно эффективно начинать изучение ТРИЗ в самом раннем детстве, с трех-пяти лет и "оставаться в ТРИЗ" всю жизнь.
Для обучения детей ТРИЗ есть специальные методики.
Чтобы овладеть тризовским мышлением требуется САМОСТОЯТЕЛЬНО решить много задач.
ТРИЗ еще очень молодая наука. В последние годы бурно развивается ТРИЗ-педагогика и ТРИЗ-бизнес. Ищущим, куда приложить свою энергию и талант, советую серьезно заняться ТРИЗ. Это еще не занятая ниша в науке.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - наука, позволяющая не только выявлять и решать творческие задачи в любой области знаний, но и развивать творческое (изобретательское) мышление, развивать качества творческой личности. ТРИЗ дает возможность человеку не только быть готовым, но и получать кажущиеся на первый взгляд "дикие" идеи.
Автор ТРИЗ - Генрих Альтшуллер.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработана Генрихом Альтшуллером. Она предназначена для решения изобретательских задач и формирования изобретательского мышления.
Изобретательское мышление - это системное мышление, которое выявляет и разрешает противоречия, лежащие в глубине сложной проблемы (изобретательской задачи).
Изобретательское решение получают благодаря < глубине  лежащего противоречия, его разрешения и выявления > т.е. выявляется и устраняется первопричина проблемы. Тогда как при традиционном (шаблонном, рутинном) мышлении получают шаблонное решение, в котором всегда ищется компромисс. Т.е. пытаются незначительно улучшить одни параметры и невольно ухудшить другие.
ТРИЗ позволяет не только решить сложные изобретательские задачи, но и прогнозировать развитие систем (в том числе технических), развить творческое мышление и многое другое.
ТРИЗ достаточно уникальна, постоянно развивается и усовершенствуется сотнями талантливых учеников Генриха Альтшуллера. Тысячи людей преподают ТРИЗ, а пользователей ТРИЗ на сегодня трудно сосчитать. Они имеются по всему миру, создано ТРИЗ-движение.



Комментариев нет:

Отправить комментарий